Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей 31.03.2020

Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую роль в формировании личности школьника. Как могут помочь родители детям в этой ситуации?

1. Ежедневно искренне интересуйтесь делами ребенка. За основу можно взять несколько вопросов, помогающих построить взаимоприятный диалог с вашим ребенком.
Например: «Что сегодня было самым удивительным?», «Что вызвало у тебя сегодня улыбку?», «Над чем пришлось задуматься» и другие вопросы.
Многие дети с удовольствием включаются в разговор, а по прошествии нескольких таких бесед уже сами начинают активно рассказывать о своих радостях, переживаниях, удивительных моментах дня.
Сделайте такие разговоры привычкой: таким образом ваш ребенок будет чувствовать вашу заинтересованность в его делах, а вы сами – собственную значимость в глазах ребенка.

2. Предложите помощь в выполнении какого-либо задания. Например, обсудите план сообщения, вместе подберите источники информации (тут также отрабатывается познавательная активность и умение работать с фильтрами информации).
Однако, выполнять за ребёнка его учебную задачу не надо: с вашей поддержкой он уже готов преодолеть эту очередную трудность обучения.

3. Учитесь вместе с детьми. Это актуально как в привычной повседневной жизни без ограничений, так и во время карантина. В эти дни воспользуйтесь рекомендованными педагогами ресурсами электронных экскурсий, трансляций театральных постановок, концертов и прочее.
Прочитайте вместе хорошую книгу «на вырост». Обсудите вместе с ребёнком прочитанное: что больше всего запомнилось? Что понравилось, а что, возможно, – вызвало возмущение?
Помните, что иметь контрастные ощущения от восприятия произведений искусства – нормальное явление, формирующее собственную позицию человека.

4. Читайте вместе с детьми книги по ролям. При обоюдном интересе можно делать простые домашние постановки на хорошо известные сюжеты («Дом, который построил Джек», «Петушок и бобовое зернышко») или даже предложите ребенку вместе с вами написать сценарий и поставить небольшой спектакль по аналогии с известными сюжетами.
Фигурки Лего, нарисованные персонажи, даже просто силуэты для театра теней помогут вам максимально погрузиться в творческий процесс. Творчество – ключ к развитию мотивации обучения.

5. Старайтесь оценивать знания и достижения ребёнка безотносительно других людей. Сравнение ребенка с другими детьми может отбить мотивацию, он быстро сникнет, потеряет интерес к учебе.
Сравнение хорошо работает на развитие позитивной самооценки только в случае с оценкой роста собственных достижений.
Поверьте, дети способны прекратить расстраиваться из-за очередного проигрыша в какой-либо игре, если вы отметите, что в этот раз он играл уже лучше, внимательнее, и допустил меньше ошибок.

6. Безусловно, хорошие отметки в школьном дневнике говорят о положительном результате обучения. Однако, не ставьте оценки превыше всего, не требуйте только отличного результата от своего ребенка.
Помните, что все дети в какой-то момент могут учиться хуже, чем обычно. Это нормально, и если это произошло, то не стоит паниковать, а следует предложить свою помощь и поощрять за успех без порицания.

7. Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся.
Позвольте своему ребенку ошибаться, мягко показывайте ему ошибку, если он сам ее не видит.
Рефлексируйте вместе ошибки в поведении.

8. Будьте для ребенка примером человека, не прекращающего учиться.
Периодически делитесь с ним тем, что нового вы узнали, освоили и как вы с этой информацией (умением, навыком) теперь можете делать. Это могут быть как житейские сведения, так и что-то связанное непосредственно с вашей карьерой или увлечениями. Поверьте, интерес вашего ребенка к вам совершенно неподдельный.

9. Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были тоже такие же или похожие по эмоциональному фону жизненные ситуации.
Делитесь со своим ребенком собственным опытом выхода из таких ситуаций.

10. Помните, что у каждого ребенка в семье должно быть свое место для занятий.
Предоставьте ему быть полноправным хозяином своего уголка. То же правило действует и на свое личное, персональное время наедине с родителем: каждый ребенок должен знать, что в какой-то момент дня он может безраздельно пользоваться вашим персональным вниманием к себе.