Рекомендации психолога: развитие познавательной сферы 30.03.2020

Рекомендации для развития внимания

Внимание – это познавательный психический процесс, с помощью которого в процессе познания окружающего мира позволяет человеку сосредотачивать сознание на объектах, имеющих для него определённую значимость.

1. В процессе учебы от детей требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно развивать с помощью двигательных упражнений. Дети могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому (использовать физ. минутки между выполнениями учебных заданий): шагать, прыгать, останавливаться.

2. Включайте в ежедневные занятия с детьми задания, требующие довольно длительного сосредоточения: - прослушать и пересказать рассказ (либо ответить на вопросы по прочитанному тексту), - построить сложную конструкцию (можно использовать специальные игровые наборы, либо подручные материалы: подушки, книжки, части настольных игр «Домино», «Дженга» и др.), - нарисовать план своей комнаты, путь от дома до знакомого места.

3. Почаще предлагайте детям, особенно если показатель развития внимания снижен, следующие упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркнуть карандашом все буквы «а», стараясь не пропустить их (задание можно постепенно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

4. Используйте игры с чётко выраженными правилами. Практически любая настольная игра имеет определенные правила, которые важно соблюдать.

5. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.

6. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

7. Предлагайте детям: а) повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами; б) неоконченные фразы, которые нужно окончить. Поощряйте старание ребенка как можно чаще отвечать на поставленные вами вопросы.

8. Учите сравнивать, анализировать образец и собственный результат, находить и исправлять ошибки. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, немонотонная работа, развитие самоконтроля – такой подход сделает приготовление домашних заданий интересным для детей, что само собой будет способствовать организации их внимания.

Рекомендации для развития памяти

Память – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание определённой информации, поступившей в мозг.

1. При объяснении детям чего-то нового и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно актуально для детей с хорошей зрительной памятью).

2. К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).

3. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
а) анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
б) осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
в) классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
г) устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами и окружающими предметами для заучивания.

Рекомендации для развития мышления и речи

Мышление – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит обобщённое и опосредованное познание окружающего мира.
Речь – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающего мира с помощью языка, системы знаков используемой как средство общения и мышления.
Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно овладевал умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня сознания и специально им обучить. Проще всего обучать ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе игры.

1. Включайте игры на классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам; игры на сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними.

2. Находите «лишние» слова или изображения, не связанные общим признаком с остальными.

3. Складывайте целое из частей (разрезные картинки, пазлы);

4. Последовательно раскладывайте картинки и составляйте рассказ по ним;

5. Анализируйте закономерности (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

6. Используйте задания на сообразительность, логические рассуждения и т. д.

7. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

8. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждайте с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

Для развития речи:

1. После чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои.

2. Развивайте у детей умение строить рассказ по картине, заданному плану, заданной теме.

3. Упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений; учите детей доказывать своё мнение, выражать его.